АВ Биография

Александр Васильев — лидер группы «Сплин»
Саша Васильев родился в Санкт-Петербуре в 1969 году, однако почти сразу распрощался с родным городом на целых семь лет. Сначала его родители уехали с маленьким сыном в Западную Африку, в государство Сьерра-Леоне, где Сашин отец строил порт, а мама преподавала русский язык в школе. Затем семья провела еще пару лет в литовском городе Зарасай. И только в семилетнем возрасте будущий лидер группы «Сплин» вернулся в родной Питер.

Первые семь лет учебы в школе Васильев был отличником, но в 8 классе все изменилось. Пришло серьезное увлечение музыкой — Саша научился играть на гитаре. Новые интересы отодвинули книжки и тетрадки на второй план. Уже тогда будущий лидер «Сплина» начал сочинять песни, которые, правда, носили далеко не «сплиновский» характер, а, наоборот, отличались веселым шуточным содержанием: «Мы с одноклассником часто что-то вместе писали, что-то по отдельности. Первая песня была про море, про песок, солнце… В общем, не хочется вспоминать». Но даже несмотря на нежелание Васильева освещать раннее несерьезное творчество, отголоски тех дней и настроений и сейчас присутствуют в характере главного «сплина»: он любит пошутить, например, над журналистами, отказываясь отвечать на вопросы, если интервьюер не может правильно написать фамилию режиссёра Феллини.

Развитие Васильева как музыканта шло по стандартной для питерских рок-дарований схеме. Были и тусовки на Невском, и легендарная «Кочегарка», и игра на гитаре в знаменитой «трубе», и первые репетиции в подвале, и страсть к рисованию, и литература Достоевского. Но впитывая все лучшее из философии Северной столицы, Саша умудрялся оставаться самобытным и интересным музыкантом и поэтом.

Окончив школу, Васильев успел поучиться в двух институтах, поиграть в группе «Митра» вместе с Александром Морозовым и будущей женой и отслужить в армии. Кульминацией новой жизни Саши стало 27 мая 1994 года – дата официального рождения группы «Сплин».
Новоиспеченный коллектив практически сразу стал крайне популярным в родном городе. Кассета с альбомом «Пыльная быль», изданная тиражом в 10 тысяч экземпляров, разошлась по рукам практически мгновенно. Заметили старания Васильева и компании и известные музыканты: первые песни группы, получившие широкую ротацию на питерском радио («Рыба без трусов» и «Звери»), получили отличные характеристики от Бориса Гребенщикова и ЧиЖа. А Константин Кинчев и вовсе позвал «Сплин» выступить в Москве на разогреве у «Алисы». Васильев в видавшей виды тельняшке и ромашковом венке на голове сразу же приглянулся столичным любителям рока и даже получил у них прозвище «русского Джима Моррисона».

«Коллекционер Оружия», «Фонарь под глазом», «Гранатовый Альбом» — группа развивалась, а вместе с ней развивался и Васильев. Менялся стиль текстов, менялась музыка, менялось настроение. Но одно седа оставалось неизменным – питерская искренность и непосредственность творчества.
Потом было многое. И далеко не самое удачное выступление на разогреве у The Rolling Stones, и «Орбит без сахара» и «Мое сердце», за «попсовость» которых Васильева ругали и некоторые поклонники, и коллеги по рок-сцене, и запреты на гастроли по Беларуси, и несколько смен состава «Сплина», и не всеми понятая «Реверсивная хроника событий», и сольный альбом «Черновики»… Но несмотря на регулярно всплывающие в СМИ и фанатской среде разговоры о распаде «Сплина»Васильев продолжал «гнуть свою линию» именно в рамках группы.

Осенью 2006 года у Васильева родился сын, после чего последовали полгода полной тишины без новых песен. Но как оказалось, это было лишь временное явление. В 2007 Саша снова вернулся к активной музыкальной деятельности: вышедшие альбомы «Раздвоение личности» и «Сигнал из космоса» показали, что отцовство стало мощным творческим импульсом для главного «сплина». Интересные тексты, новое звучание – именно этого и ждали поклонники питерской группы.

Конечно, сегодня Васильев пишет и поет уже не так, как в 1990-х или в начале 2000-х. Но «не так» и «хуже» — это ни в коем случае не синонимы. «Сплин» изначально был группой разноплановой, у которой каждый альбом не похож на предыдущий, и в репертуаре которой легко уживаются «Орбит…» и «Война», «Новые люди» и «Блокада». Поэтому постоянным метаморфозам в творчестве Васильева не стоит удивляться, тем более что что-то главное и невыразимое, присущее только его стихам и музыке, всегда остается с ним.
И главная его песня наверняка еще впереди…

Обсуждение закрыто.